четверг, 27 октября 2022 г.

Трамвайная археология: по пути легендарного трамвая номер 5 в Золингене

МАРШРУТ 5: ВУППЕРТАЛЬ-ЗОЛИНГЕН.


Держу в руках с большой любовью оформленную и изданную в 2012 году книгу "Mit 5 und 25 unterwegs", рассказывающую в множестве старых фотографий и текстом о когда-то замечательном трамвайном маршруте номер 5 (25), связывавшим промышленные города Вупперталь и Золинген в горных Бергских землях на правобережье Рейна. Её авторы - Людвиг Айдам и Вольфганг Райманн... 60 дет назад прошёл свой последний маршрут последний трамвай этой горной страны. Нет теперь здесь ни одного трамвайного маршрута. Стоп.

Есть один маршрут. Он проходит по территории Трамвайного музея Вупперталя и представляет небольшой кусочек трамвайной линии номер 5 (25). Вот о ней-то и пойдёт сегодня речь.

Первый раз пройтись пешком по бывшей трамвайной линии мне не удалось. Не сложилось. И вот на днях, в очередной раз перелистывая книгу решил, что обязательно побываю в Золингене и восстановлю для себя часть "пятого" маршрута от центра города до реки Вуппер, за которой начинается современный Вупперталь. И получилось!

Здесь я привожу схему трамвайной линии номер 5 в том виде, какой я её обнаружил на местности, используя ранее просмотренную информацию и картографический материал. Cамая лучшая карта - это план Золингена 1929 года, на котором отлично прорисована трамвайная линия. Жалко только, что этот план был обнаружен мной в интернете после изучения местности. Но хорошо то, что он в точности подтвердил мои полевые исследования. Или наоборот?

ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ

Электричка номер 7 доставляет трамвайного археолога (то бишь меня) почти в центр города. Это совсем рядом - всего около километр пути. 10 минут и я у католической соборной церкви святого Климента. Да, да, того самого святого папы Римского, который погиб мученической смертью на инкерманских каменоломнях в Крыму. Ну, что ж, помогай святой Климент в пути.

Но как же всё изменилось с того далёкого трамвайного времени. Новые здания вокруг, новые дороги, подземная парковка... А церковь стоит и именно от неё начиналась линия номер 5. Медленно отправляюсь по улице Кроненбергер Штрассе, осматривая полотно улицы, столбы и стены домов, в надежде найти хоть что-нибудь. НИЧЕГО. И так до улицы Гертрудисштрассе. И здесь, на углу улиц радостная находка: заасфальтированные рельсы сворачивают на эту Гертрудисштрассу! Не смогли до конца закатать, наверное не хватило денег.



На этой улочке пришлось поплутать. Одна из жительниц испуганно спросила, не инспектор ли я, увидев, как некий человек что-то высматривает. Радостно улыбнулась, получив отрицательный ответ и тут же утвердительно закивала головой, когда я спросил, не здесь ли ранее походила линия трамвая... Здесь то здесь, но далее тупик, частная территория. Возвращаюсь и, как все нормальные герои, иду в обход и по Маргаретенштрассе дохожу до Доротеенштрассе. Вот она-то меня сильно интересует. Иду по ней на запад и, несмотря на грозные таблички, извещающие о том это это частная территория, выхожу на небольшую детскую площадку. Ясно вижу, что она построена на трамвайной насыпи, а вот и конкретное подтверждение - бетонная основа столба контактной сети с её срезанным металлическим основанием.



Далее всё получилось проще. Дело в том, что современная прогулочная дорожка проложена прямо по бывшей насыпи-углублению трамвайной линии. Когда идёшь по ней, чувствуешь, какую грандиозную работу произвели строители, чтобы идеально вписать большой изгиб линии в существующий непростой полугорный рельеф местности...

Малость истории строительства (потом напишу подробнее). Планировка трамвайной линии началась в 1899 году и пока утрясали, пока спорили, меняли направление, прошло 12 лет. Не быстро, правда? Строительство началось 1 апреля 1912 года. Кто строил? Немцы? Нет. Они только руководили. А вот рабочий люд был набран в Хорватии и Италии. Мужики корчились шесть дней в неделю, и только в воскресенье был твёрдо железный отдых. Понятно, что любой итальянец - благоверный католик, как, впрочем и хорваты, поэтому обязательно все (!!!) строители посещали церковь, а потом развлекались народными танцами и плясками. Строили быстро и хорошо. Но это я отвлекаюсь.



Иду спокойно по природе и постоянного встречаю с правой стороны насыпи полотна бетонные основы бывших столбов контактной сети. Их не выкорчевали при снятии рельсов и шпал (а снимали ли, это ещё вопрос), поскольку всё засыпано крупной щебёнкой и в одном месте нашёлся торчащий из неё костыль, отполированный сверху обувью туристов. В другом месте валялась проржавевшая рельсо-шпальная подкладка.

Выхожу на обширную плошадку. Здесь вагоны разминались и было два пути. Почему? А потому что отсюда начинается подход к туннелю. Он сохранился, но южный портал полностью уничтожен (засыпан) и сейчас здесь непролазные море кустарников с шипами. Туннель начали прокладывать первым и сделали его основательно. Он одноколейный, рассчитанный на узкоколейку с шириной межрельсового пространства ровно 100 см. Ширина туннеля 4,5 м, высота 5,1 м и длина 188 м. Он поднимал трамваи по допустимому в начале XX века профилю. Северный портал полностью сохранился, но 60-метровый подступ к нему перекрыт для посторонних и сам туннель используется одной из местных фирм.



От туннеля трамвай поворачивал резко на запад и постоянно спускался вниз в долине Вуппера, огибая кое-где сохранившиеся сооружения бывшего завода (фабрики) господина Петера Расспе. Который, кстати и сам частично финансировал строительство трамвайной линии. Для своих рабочих старался. В настоящее время почти вся территория завода представляет из себя огромную пустую площадку, подготавливаемую для какого-то строительства.

Посещение поселения Шродтберг не выявило никаких следов трамвайных путей, разве что насыпь, по которой местные жители прогуливают своих собак. Кто-то знает, что раньше здесь была остановка трамвая, а кто-то ничего об этом и не слышал, поскольку 30 мая 1962 года по линии прошёл последний трамвай, украшенный гирляндами цветов, а это уже было 60 лет назад.

Последние следы трамвая появляются прямо перед мостом через Вуппер в посёлке Кольфурт (его золингенской части по правую сторону реки). Здесь рельсовый путь сохранён специально для туристов, поскольку на другой стороне реки находится Трамвайный музей Бергских земель.



Пока всё. Далее эту тему планируется развивать. Здоровья и мира Вам!

______________________________

Портал ПАЛОМНИК.
Алексей Потупин, 20-27 октября 2022 года.


До следующей встречи.

1 комментарий: