пятница, 7 мая 2021 г.

Хаген трамвайный (1-я история)

ВВЕДЕНИЕ:

На фото 1: исторический документ: решение местного отделения Королевског суда об открытии в Хагене конного трамвая в 1884 году (изображение документа можно увеличить).

У каждого крупного города тем или иным образом в истории будет замечен кусочек трамвайной жизни. У города Хагена, чтто в западной Германии, история трамвая имеет строго очерченные границы: 1884-1977 годы. Правда, потом ещё очень долго автобусный парк города будет носить название трамвайного и только в 2020 году его переименуют. Мне хотелось бы рассказать вам историю Хагенского трамвая так, как она представилась мне в последние годы. Какую-бы экскурсию не приходилось начинать в Хагене, обязательно местами всплывала тема местного трамвая. Так почему же не рассказать её вам?

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: 1884 - 1894 ГОДЫ:

Да, вы правы, эта история начинается с конки. И если быть точными, она берёт начало не с первой пассажирского конного трамвая, который, облаянный собаками, не спеша прошествовал по улицам города в 1884 году, а года на два раньше, когда в общей голове местной администрации начала вызревать МЫСЛЬ "А что если"...

К таким мыслям подталкивали события в близлежащих городах-конкурентах. В Эльберфельде (будущей части Вупперталя) первую конку запустили в 1874 году, в Дюссельдорфе в 1876 году, в Дортмунде в 1881 году. А чем Хаген хуже? И вот в 1882 году начали документально оформляться первые планы и проекты. Естественно, как и везде рядом, определились, что трамвайная сеть будет частной.

И вот! 1 августа 1884 года Королевский региональный суд подтвердил законность основанной чуть раннее, 29 июля, частной фирмы под названием "Общество Хагенского трамвая" с капиталом 200 тысяч рейхсмарок, из которых 180 тысяч - в облигациях займа (каждая облигация по 400-500 марок). Директором вновь созданной фирмы был утверждён господин Александр фон Штюльпнагель. Концессионный договор между новой фирмой и городом был подписан 31 июля. Этим договором намечалось строительство двух основных линий пассажирской конки между главным железнодородным вокзалом и Оберхагеном, а также на Кюккельхаузен. Одновременно предполагалось запустить линию грузовой конки между вокзалом и газовым заводом. Мне такая транспортная экономическая активность кажется удивительной, поскольку численность населения города (лучше сказать городка) составляла всего 29 тысяч человек.

На фото 2: Первый коллектив первого вагонно-конного депо Хагена (1895 год). Обратите внимание на первый нижний ряд - дети.



Когда все документы были подписаны и шампанское между господами выпито, началось бурное строительство (сейчас бы так!). Первые 2,5 км до городской границы в Оберхагене были уложены и обустроены за три месяца и уже 5 ноября состоялся пробный выезд. Итак, как сообщает история, для первого участка были задействованы 24 лошади и 7 вагонов. Уже на следующий день, 6 ноября, праздничная процессия во главе с бургомистром Прентцелем, представителями полиции и органов власти проехалась по новым трамвайным путям. Вот так-то, как у всех нормальных людей! Следует заметить немецкую педантичность и порядок: уже 17 октября, за полмесяца до пуска конки, в прессе были опубликованы тарифы и расписание движения.

На фото 3: Тарифно-маршрутное расписание конки Хагена, опубликованное в газетах в 1895 году. Изображение можно увеличить.

Но... 6 ноября было неофициальным открытием новой трамвайной жизни Хагена. Так сказать, проверочное, мало ли что... А вот официальное торжество для всех горожан состоялось 13 ноября 1884 года. Как только часы на башне центрального вокзала показали 06:40 утра, от него двинулась первая конка по первому маршруту до улицы Садовой (Гартен-штрассе). Здесь линия номер 1 заканчивалась. А второй вагон пошёл дальше, уже по линии номер два - до городской границы у другого вокзала - Оберхагена. День выдался потрясающим! Ещё бы! Покататься смогли 1512 (какая точность!) горожан и гостей города, причём абсолютно бесплатно! То-то радости детишкам!

Отпраздновав Новый 1885 год, строительство новых трамвайных путей продолжилось. Уже в феврале стал эксплуатироваться новый участок в направление Айльпе (район Хагена) протяжённостью 1,28 км. В этом же году был введен в строй участок длиной 3,25 км от центрального вокзала на Кюккельхаузена (ныне в составе хагенского района Хаспе).

Ну, всё бы отлично, да только в двух местах строители конки промахнулись, да в тех условиязх и не могли иначе. Они посмели пересечь государственную железную дорогу на одном уровне, без каких либо шлагбаумов и предосторожностей. Представляете? Идёт на полных парах поезд, а перед ним через пути переползает лошадка, везущая хворосту воз. Нет, ЛЮДЕЙ. А это уже попахивает трагическим случаями. Поэтому Управление жележных дорог в Вуппертале категорически запретило использовать эти "перекрёстки" трамваям.Что делать? Единственный выход в данной ситуации - осуществлять пересадки из одного вагона трамвая в другой с переходом через железную дорогу пешком. А это уже неудобство. Возникли стихийные многочисленные протесты. В итоге, не вступая в столкновение с законом, конка была вынуждена прекратить движение по этим участкам.

Городу это крайне невыгодно, поэтому принимается решение о возобновлении маршрутов в марте. Но из повторяющейся затеи с пересадками ничего хорошего не получается, растут издержки, поэтому к лету маршруты снова закрываются. Короче, никто не хочет обустраивать переходы, железная дорога ссылается на трамвайную фирму (это им нужно!), трамвайное хозяйство напирает на железную дорогу (они хозяева мест!) и такая тягомотина длится годами! Долгие поиски инвестров оказываютсмя безрезультатными. Да и кому это нужно? Только в 1891 году находится такая фирма (Hammacher & Co). После того, как железнодорожные переезды были ограждены шлагбаумами и построены домики смотрителей, 14 мая 1894 года линия снова заработала, начав с рынка через Кёрнерштрассе до Кюкельхаузена. А вы говорите, что в Германии всё решается без проблем...


Алексей Потупин, чтец и географ, вечный странник, 07 мая 2021 года
Портал ПАЛОМНИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий